
В 30-е годы Булгаков все свои силы отдавал главным образом работе над романом "Мастер и Маргарита", ныне переведенном на многие языки мира.В этом романе Писатель раньше и глубже, чем кто-либо из современников, проник в индивидуальное состояние эпохи, определил ее своеобразные обстоятельства и черты. Для этого ему пришлось свести в одном условном художественном времени и пространстве начала и концы целой эры: древний Иерусалим (в романе Ершалаим) в год казни Христа (в романе Иешуа Га-Ноцри) и современную Москву в дни провления Сталина.Судьба художника (Мастера) представлена в булгаковском романе и как вечная общечеловеческая драма, восходящая по своему архетипу к жизненному подвигу, страданиям и смерти Иисуса Христа, и как индивидуальная трагедия современного обыкновенного человека. Подробности этой индивидуальной судьбы Булгаков в полном смысле слова выстрадал всей своей жизнью. К концу 1930-х годов у писателя не оставалось никаких надежд увидеть свой роман напечатанным. Такого беспощадно-правдивого оттиска целой эпохи, таких бесконечно печальных переживаний человека, потрясенного торжеством мирового зла, наша литература еще не знала.
История бездомного человечества, ищущего свой Дом, должна по мысли автора, иметь счастливый конец, и именно он должен определять собой всю текущую жизнь. Это одна из важнейших мыслей романа: идеальная человческая жизнь - это продвижение, стремление человека к идеалу. Кстати, поэтому героиня, чье имя вынесено в название романа, занимает в нем особое место. Это объясняется желанием Булгакова подчеркнуть неповторимость любви Маргариты к Мастеру, сделать из этой любви высочайший идеал. Образ Маргариты олицетворяет не только любовь, но и милосердие, а именно любовь и милосердие писатель призывает положить в основу человеческих отношений и общественного устройства. Другая грань этой темы раскрывается в ершалаимских сценах романа, посвященных нравственному подвигу Иешуа Га-Ноцри, который перед лицом мучительной смерти остался тверд в своей гуманистической проповеди всеобщей доброты и свободомыслия
Комментариев нет:
Отправить комментарий